Сейчас цена на криптовалюту абсолютно нереальная. Впрочем, как и на деньги. Слиток золота. Диск железа. Цепь бусин. Карточка из пластика. Хлопчатобумажный рулон. Эти вещи бесполезны. Их нельзя есть, пить, укрываться ими. Но они имеют ценность. И ценность их проистекает из простейшей вещи. Люди считают, что это деньги, и так тому и быть. Если считать каждую валюту заблуждением на условиях консенсуса, то биткойн, цифровая криптовалюта, больше похожа «на консенсусную галлюцинацию на психоделических наркотиках», как говорит Wall Street Journal. Концепция биткойна родилась в подробном документе, опубликованном в конце 2008 года человеком с псевдонимом Сатоши Накамото. К 2013 году один биткойн стоил 12 долларов. Сегодня — больше 10 000 долларов. Его стоимость удвоилась за последние два месяца. Если бы японская иена или американский доллар провернули нечто подобное, экономика этих стран улетела бы в адскую дефляционную спираль.
На протяжении истории валюта принимала одну из двух форм: физические активы, вроде золота или бусин, и фиатная валюта, вроде выпускаемых государством бумажных денег и монет. Биткойн и его братья представляют третью категорию: цифровые валюты, которые вместили в себя теорию игр, экономику и криптографию — они же криптовалюты. Если считать любые деньги совместной иллюзией, биткойн хочет создать лучший способ разделения этой иллюзии.
Многие люди смотрели за ростом биткойна как с удивлением, так и с замешательством. Чтобы разобраться во всем этом, нужно обратиться к экспертам в криптовалютах и ученым и задать им вопрос: пузырь ли биткойн, как луковицы тюльпанов в 17 веке? Инвестиционный хедж, как золото? Валюта, как доллары? Пока на эти вопросы нет единого ответа. Есть лишь варианты: «все вышеперечисленное», «ничего из вышеперечисленного» или «никто пока не знает».
По дороге к совершенным деньгам
Что же не так с долларом? Спросите обычного американца, и он ответит, что все в порядке. Он любит свою кредитку. О наличке вообще не беспокоится.
Но для других опасности доллара очевидны: единая всемогущая сущность, федеральное правительство, строго контролирующее денежную массу и правила, ее регулирующие. Некоторые опасаются, что создание большого количества долларов приведет к бесконтрольной инфляции. «Цифропанки мечтали о полностью децентрализованных электронных платежных системах на протяжении десятилетий», поскольку они позволили бы избавиться от таких проблем, пишет Тимоти Ли, старший репортер по политическим вопросам в Ars Technica. Однако большинство идей цифровых валют страдали от той же проблемы: возможности включить печатный станок. Любую информацию можно скопировать (тексты, фотографии, файлы). Страх безудержных подделок означал бы смерть для цифровой валюты.
Биткойн решил эту проблему за счет блокчейна, такой онлайновой книги записей, в которую вносятся и подтверждаются все платежи, благодаря чему запрещается двойная трата. Также транзакции шифруются, обеспечивая анонимность. Платежная сеть поддерживается «майнерами» биткойнов, децентрализованной группой отдельных лиц с мощными компьютерами, которые одобряют транзакции и получают вознаграждение в виде биткойнов за свою работу. Максимальное число биткойнов ограничено. Биткойн решает обе проблемы криптопанков — блокчейн означает децентрализацию, а запланированный дефицит биткойнов предупреждает инфляцию.
Блокчейн — это весьма хитроумная и в некотором смысле гениальная технология. Марк Андриссен, известный венчурный капиталист, считает, что блокчейн может стать основой для всей экономики, как Интернет. Вот его мнение, опубликованное в The Washington Post:
«Цифровые биржи. Цифровые акции. Цифровые фандрайзинги для компаний. Цифровые бонды. Цифровые контракты, цифровые ключи, цифровые подписи, цифровые права. Цифровое голосование, цифровые контракты, цифровые подписи вы уже получили… Впереди все аспекты финансовых сервисов: страховые контракты, страховые деривативы, обмен валют, денежные переводы и так далее».
Никто не знает наверняка, как блокчейн преобразует экономику будущего. Но очевидно, что экономику сегодняшнего дня он не изменил. Хотя количество биткойн-транзакций растет с каждым годом, оно и рядом не стоит с потребительскими технологиями массового рынка вроде Google, Netflix или даже PayPal. Биткойн остается громоздким для использования (обычная транзакция может проходить несколько часов или даже дней в условиях забитого канала), а цена его чрезвычайно волатильная. Откровенно говоря, это ужасная валюта, построенная поверх потенциальной трансформационной технологии.
Это приводит к самому очевидному вопросу: если биткойн хочет стать валютой массового рынка, почему же он внезапно преуспел в качестве инвестиционного инструмента?
Вверх и дальше
Есть множество теорий о том, почему стоимость биткойна рвет все преграды. Но для экономии времени давайте сведем их к четырем большим аргументам.
- Венчурный капитал (и зеленый свет правительства) катит снежный ком
За первые пять лет существования биткойна интерес венчурных капиталистов в отношении продуктов и компаний, связанных с криптовалютой, был минимальным. В конце концов, сама идея криптовалюты ассоциировалась с черными рынками вроде Silk Road, где преступники торговали наркотиками, взрывчаткой и другими запрещенными вещами. Есть даже мнение, что цена на биткойн растет от того, что его сомнительное использование — например, избежание налогов или отмывание денег — будет продолжать расти. Казалось, что в какой-то момент США решат попытаться раздавить недоконкурента всемогущего доллара.
Но в ноябре 2013 года, сразу после того, как ФБР накрыла Silk Road, некоторые сенаторы приветствовали биткойн и другие виртуальные валюты на официальном слушании. Цена биткойна утроилась, выросла до 900 долларов, и венчурный капитал облизнулся. Инвестиции в биткойн потекли реками. Пока у него нет очевидного применения. Но признание — есть.
- Это цифровое золото
Люди давно называют биткойн цифровым золотом. В начале ноября Bloomberg писал, что запрос «купить биткойн» обогнал запрос «купить золото», что может указывать на то, что инвесторы считают его модным эквивалентном драгоценного металла. Как и золото или серебро, биткойн по умолчанию в дефиците, и его можно «добывать».
Есть и еще кое-что важное в сходстве биткойна и золота: репутация биткойна выше его рынка. За отдельную неделю продается биткойна на 34-50 миллиардов долларов.
Профессор Нью-Йоркского университета и так называемый «декан оценки ценности» Асват Дамодаран считает, что биткойн мог бы стать резервной криптовалютой мира или величайшим обманом столетия. «Сейчас это не очень хорошая валюта, потому что она не является хорошим хранилищем ценности из-за волатильности и потому что для обмена у нее не очень хорошая среда. Биткойн можно считать «золотом для миллениалов».
- Это резервная валюта рынка ICO
Что такое ICO? Так называемое «изначальное предложение монет», initial coin offering, это по сути способ для компании собрать средства, не продавая акции. Вместо того чтобы привлекать общественные деньги в обмен на акции, как при IPO, ICO предлагает цифровые токены, обозначенные как новая криптовалюта.
Традиционное представление ICO несколько размыто. Некоторые считают это хитроумным способом для фаундеров быстро собрать деньги, не полагаясь на стражей венчурного капитала. Другие отмечают, что простой способ обмануть бедных людей, которые сходят с ума по криптовалютам. В 2017 году рынок ICO просто взорвался, привлекая 2 миллиарда долларов новым компаниям.
Есть несколько факторов, подпитывающих безумие ICO. Во-первых, некоторые аналитики считают, что наиболее прибыльные ICO подталкиваются не только людьми со стороны, но также биткойновыми миллионерами, которые хотят диверсифицировать свои инвестиции, не платя налоги за обналичивание криптовалют.
Во-вторых, многие инвесторы ICO сперва конвертируют деньги в биткойн, а затем покупают токены новой криптовалюты. Как утверждает Тим Ли, это делает биткойн «резервной валютой» криптоэкономики. Так же, как доллар США пользуется своим статусом мировой резервной валюты, принятой во всем мире вместо или в обмен на местную валюту, то же самое часто наблюдается и в биткойне на криптовалютных рынках. Возможно, эти факторы работают в замкнутой петле, и биткойн-миллионеры, поднимающие профиль ICO, поднимают и ценность биткойна.
- Может быть, все просто: биткойн — пузырь, построенный на смешных спекуляциях
Называть валюту пузырем — странно. Но в отсутствие более точной терминологии, многие предпочитают использовать именно это слово.
Даже если принять за чистую монету аргументы о том, что блокчейн — это чудо, криптовалюта — новое золото, а биткойн — резервная валюта рынка ICO, все еще странно видеть, что стоимость продукта удваивается через шесть недель без каких-либо существенных изменений в применении или успешности. Напротив, произошло сильное разбегание между объемом транзакций биткойна (который вырос в 32 раза с 2012 года) и его рыночной стоимостью (которая выросла более чем в 1000 раз).
Опросы показывают, что подавляющее большинство владельцев биткойнов покупают и удерживают (HODL) биткойн, чтобы обменять их на доллары. Но ведь если преобладающим вариантом использования некоего актива является покупка, ожидание оценки и затем обмен на доллары, то это ужасная валюта. Так люди хранят бейсбольные карточки или марки, а не деньги. Для большинства владельцев биткойна это не валюта. Это коллекционирование.
* * *
Взрыв стоимости биткойна стал для многих сюрпризом. Но из таких сюрпризов могут рождаться великие вещи.
Как Дэн Гросс написал в своей книге “Pop!”, взрывы пузырей часто оплодотворяют следующее поколение прорывных технологий. До изобретения национального телеграфа, железнодорожной системы и техногигантов были телеграфный, железнодорожный пузыри, «доткомы» и пузырь онлайновой торговли. Блокчейн, как и все эти технологии, может стать важной частью инфраструктуры в цифровой экономике, даже если цена на биткойн падает, пока вы читаете этот параграф. Или растет. Или падает? Или растет?
Кристиан Каталини, профессор технологий в Слоановской школе управления при MIT, начинает описывать свое отношение к биткойну классической фразой о свойствах денег. Деньги — это единица счета (вы считаете зарплату в рублях или долларах), хранилище ценности (деньги можно хранить в кошельке, и они не испортятся), а также среда обмена (дайте кому-нибудь сто рублей, и он сразу поймет, о какой ценности идет речь). Удовлетворяет ли биткойн всем этим критериям? Возможно, говорит профессор. А может и нет, но это неважно.
«Можно представить, что в будущем будет криптовалюта, которая в основном будет хранить ценность, как золото. Она будет децентрализованной, надежной, но с высокими комиссионными за транзакцию. Ее можно было бы использовать, чтобы купить дом, но не кофе. С другой стороны, другие можно было бы использовать для платежей поменьше. У нас может быть много разных валют, которые в совокупности будут иметь ценность в обменной среде».
Что понятно наверняка, так это то, что будущее денег поставит под удар наши обычные определения — валют, пузырей и первоначальных предложений. Происходящее в этом месяце с биткойном похоже на неустойчивый пароксизм. Но цены, как и валюты, являются коллективными иллюзиями. И даже если эти иллюзии разрушатся, это не значит, что когда дым рассеется, там больше ничего не будет.